Reviewd by Olga Bukhina
Право же, возникает впечатление, что в современной детской литературе на русском языке тема сирот и детских домов побила все рекорды. Не то что ни о чем другом не пишут, но пишут как-то менее интересно. Волна бесконечных детских детективов и школьных повестей с благополучными, чистенькими детками уже отшумела, теперь время для более серьезного разговора.
Вышедшая совсем недавно в «Издательском Доме Мещерякова» повесть Тамары Михеевой «Легкие горы» переносит тему сиротства из тяжелых городских условий романа Мириам Петросян и повестей Дины Сабитовой на природу. Это мир необычайной лесной красоты, горных тропок, ледяной родниковой воды и корабельных сосен, которые надо уберечь от незаконной вырубки. История простая – нелегко найти родителей, готовых удочерить чернявенькую Динару, только если в Испанию ее отправить. Но с Испанией не получилось, зато нашлись мама Катя и папа Сережа. Правда, папа Сережа почти сразу исчез, не по душе ему пришлось, что мама Катя теперь все время с девочкой, а он вроде и не при чем.
Трудно маме Кате – теперь у нее есть дочка, но нет мужа. Но и дочке Динке не то чтобы очень легко. Мало того, что надо привыкать к новой жизни, оказывается, у нее теперь куча новых родственников – строгая, неулыбчивая бабушка, дяди и тети, двоюродные братья и сестры и даже племянник Юрась, который, на самом деле, старше своей новообретенной тетки. И все они ее пристально разглядывают, и всем им ей хочется понравиться. А то вдруг обратно отправят!
Тема сиротства в книге как бы удваивается и утраивается. Юрась, у которого есть мама, но только не тут, а где-то там, в Москве, при работе и похоже, что при новой семейной жизни, уже чувствует себя сиротой. Его одолевают страхи: «Как попала Динка в детдом, где ее родители? Может, и живы, может, ее мама тоже собралась второй раз замуж, а Динку – с глаз долой?» В истории бабушки Таси эхом отзывается военное сиротство старшего сына и послевоенное среднего, у которого отец по пьянке замерз. И отец младшей – дочки – тоже оставил семью, уехал в Москву.
Повесть Михеевой художественно отличается от книг Екатерины Мурашовой и Дины Сабитовой, вырабатывающих новую, непривычную манеру письма. Она скорее продолжает стиль лучших произведений советской литературы. Более или менее очевидный с самого начала счастливый конец (даже сбежавший было приемный отец Сережа и тот скорее всего вернется) позволяет ей оставаться в строго реалистических рамках, обходясь без помощи набирающего силу в детской литературе магического реализма. Магии дивной уральской природы достаточно для умягчения сердец.
No comments:
Post a Comment