Written by Olga Bukhina
В традиции русской
словесности всякий взрослый писатель должен что-нибудь написать для детей. От
Толстого и Чехова (Пушкин и Ершов не в счет – они свои сказки писали не для
детей) до пытавшегося с советской действительностью дружить Маяковского и пытавшихся
в этой действительности выжить Мандельштама и обэриутов, а позже и Бродского. У
некоторых получалось хуже, у некоторых лучше. Некоторые (Хармс, например)
обнаруживали, что они-то и есть самые настоящие детские поэты.
Впрочем, кто знает,
что детское, а что недетское? В советское же время группа замечательных актеров
собралась вместе и создала изумительную пластинку «Али-Баба и сорок
разбойников» – и для взрослых, и для детей. Дети слушали, понимали свое,
взрослые слушали, хохотали над своим, благо цензоры в детской литературе были
не такие свирепые, как во взрослой.
Вот и сейчас
современные «взрослые» поэты собрались вместе и выпустили забавную книжку с
замечательными рисунками Юлии Думовой, где каждому поэту досталось по
развороту. Почти никто из них ни в чем детском «ранее замечен не был». Впрочем,
опять получилось и для детей, и не для детей, что весьма характерно для
современной детской поэзии, и не только русскоязычной, но, например, английской.
Поэты, похоже, начинают думать про мам и про пап, которым придется по много раз
читать эти стихи детям на ночь. Пусть же и им тоже найдется над чем посмеяться.
Поэты в этой книжке
собрались очень разные, но для детей они пишут в чем-то похоже. Почти на каждой
странице чудные звери – кошки, жирафы, кенгуру и муравьи, всех не перечислишь.
Почти все они хорошие и добрые, как полагается зверям в детской книжке. И
немножко смешные, и в описаниях, и в картинках. Даже львы совсем не страшные –
«у меня есть хвост и грива / это жарко,
но красиво» (Мария Степанова).
В детских стихах,
оказываются, добреют даже змеи, меня страшно обрадовали добрая кобра – «тебе чего, спросила кобра / и на меня
взглянула добро» – и безграмотная гадюка – «погоди-ка ты, гадюка / да уж ладно, погодю-ка» (Олег Юрьев).
Но есть и опасные
звери наподобие Гумбандзука, и чтоб
не так страшно было, приходится набираться храбрости, уподобляя стих
«Коньку-горбунку» – «сам заляг противу
ветра за четыре километра» (Леопольд Эпштейн). Правда, вместо отборного
пшена зверю полагается колбаса. Колбасу, оказываются, любят и соломенные чучела
– «соломенное чучело у лесополосы /
отчаянно мяучило, просило колбасы» (Павел Гольдин). Впрочем, кто же ее не
любит? Самая что ни на есть детская еда, все, наверно, помнят, как хотелось в
детстве запретной колбасы.
Все в этих стихах соответствует
росту ребенка, который умеет найти «бусинку,
шпильку, монетку, иголку, скрепку» (Вера Павлова). Маленький человечек
живет в дружбе с маленькими предметами. А вот если что покрупнее – так, прямо,
беда. Какие волшебные дети! / Едва
прикоснутся к чему, / Глядишь, оно и сломалось, / Пойди-ка пойми почему (Герман
Лукомников).
Получилась очень
светлая книжка, в ней светло даже ночью, столько в ней светлячков и звезд – «на третьей от cолнца планете / на карту звездного неба
земляне / карманным фонариком светят» (Вера Павлова).
И главное помнить, «как
смешно писать стихи / хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи!» (Герман Лукомников). И писать про
стихи тоже ужасно смешно.
No comments:
Post a Comment