Reviewed by Olga Bukhina
Получаются три романа Екатерины Мурашовой.
О Мурашовой написано уже немало, она пользуется заслуженной популярностью и признанием. Что же так привлекает в ее романах? Конечно, хорошо закрученный сюжет, но еще в большей степени – психологическая достоверность героев, а главное то, какими глазами сама писательница смотрит на современный мир и, в частности, на мир современных детей и подростков. Создается впечатление, что Мурашовой важнее всего в буквальном смысле «заставить» читателя увидеть глубинную дихотомию современного мира, его разделение на «чистых и нечистых», «своих и чужих».
Вот подростки успешные, при успешных же родителях, они хорошо учатся в школе, ходят в кружки, и даже не слишком эгоистичны и не очень избалованы. С другой стороны грязь и отбросы общества, результат «пьяного зачатия», уроды, разбойничающие на дорогах, подторговывающие наркотой или просто ни на что не годящиеся и отсталые. В «Классе коррекции» («Самокат», 2007) это целый класс таких никому не нужных детей, с которыми непонятно, что делать, разве что довести до седьмого класса и раскидать, кого куда. Главное, убрать их из «хороших» элитарных гимназических классов, где «больше зубрилок и детей спонсоров». В «Гвардии тревоги» («Самокат, 2008) это, пожалуй, только обмотанный красным шарфом, с вечными синяками Тимка, дитя низов общества, перебивающийся с двойки на двойку. Все остальные – успешные ученики, не доставляющие особых хлопот ни учителям, ни родителям. В последнем романе Мурашовой, «Одно чудо на всю жизнь» (Центр «Нарния», 2010), все совсем четко – две группы детей впрямую противопоставлены друг другу. С одной стороны, городские дети из хороших семей, учащиеся математического класса, с другой – совсем уже полная страсть, банда, «бригада», гроза электричек; даже милиция не знает, что с ними делать.
И живут эти обособленные миры, почти не соприкасаясь друг с другом, пока какое-то внезапное событие не сведет их вместе, не заставит поглядеть друг другу в глаза. И тут Мурашова все перемешивает, и не поймешь, кто чистенький, а кто нет. Маша, девочка с косой, красиво скачущая на лошади, и Тимка с расквашенной физиономией, подторговывающий наркотиками, вместе лезут в канализационный люк кого-то спасать, вместе спасаются от погони – здесь уже речь идет о бандитах настоящих, играющих по крупному.
В «Классе коррекции» совершается совсем крутой поворот – мальчики из «приличных семей» готовы совершить страшную подлость, а несчастные «уроды» оказываются единственными, кто решается им противостоять. Задача у них непростая, надо вызволить из замка заточенную там принцессу – и ничего, что замок в параллельном мире, каким-то образом, Стеша, спящая красавица, теперь сможет проснуться и в этом, куда более жестоком мире.
В «Одном чуде на всю жизнь» пришельцам из космоса – брату и сестре Уи и Аи – удается свести вместе, развернуть лицом друг к другу тех, кто даже подумать не мог о том, что можно просто поговорить, а не драться или убегать. Те, кто из «приличной части мира», сходятся на заснеженной поляне с теми, у которых этот мир все отнял, и вот уже, под звуки «Полонеза Огинского», они тихонечко разговаривают друг с другом.
Откуда берутся эти дети, столь чудовищно лишенные любви – родительской и любой другой? Как говорит все тот же Тимка: «Ведь они все когда-то были такими розовыми карапузами с веселыми глазами и толстыми щеками, вот как у тебя, и их кто-то любил, и говорил им – ты мое солнышко! Куда же оно потом все подевалось? Или не любил и не говорил? И оттого все?» («Гвардия тревоги»).
Все три романа в каком-то смысле продолжают линию известного произведения братьев Стругацких «Трудно быть богом» (хотя на первый взгляд, «Гвардия тревоги» скорее напоминает «Гадких лебедей», и эта книга впрямую упомянута в тексте). Но к жанру научной фантастики или даже фэнтези романы Мурашовой не отнесешь, в них скорее использованы приемы магического реализма с минимальными магическими элементами, включенными в такую узнаваемую и такую современную жизнь. Только в этой реальной жизни все уж так плохо, что без капельки магии (другого, «перпендикулярного», мира, обладающих сверхъестественными способностями пришельцев или чудодейственной компьютерной программы) просто невозможно обойтись.
Все же на память то и дело приходит Дон Румата, благородный рыцарь, в одиночку борющийся со всем злом окружающего мира – герой, тоже наделенный капелькой магии. Магии, которая, в конце концов, ничем не может ему помочь. Итак, как же решить все проблемы мира? Если в одиночку, да еще с помощью силы, то будет, как в конце отменной компьютерной игры-стрелялки – на экране появится надпись: «Поздравляем! Вы – победитель! Только что вы стерли с лица земли человеческую цивилизацию. Что планируете делать дальше?» («Гвардия тревоги»). А если вместе?
Кроме подростковых романов, «Самокат» издал две психологических работы Мурашовой, «Ваш непонятный ребенок» (2010) и «Лечить или любить?» (2012). Обе книги предназначены для родителей и рассказывают не только о разнообразных проблемах, возникающих у детей, но и о том, что могут сделать сами родители, воспитывая ребенка. Может быть, теперь удастся понять, как вырастить вот таких мурашовских мальчиков и девочек, «тревожных гвардейцев», которым дано будет совершить то, что не под силу взрослым – поверить в возможность чуда и этого чуда добиться.
О Мурашовой написано уже немало, она пользуется заслуженной популярностью и признанием. Что же так привлекает в ее романах? Конечно, хорошо закрученный сюжет, но еще в большей степени – психологическая достоверность героев, а главное то, какими глазами сама писательница смотрит на современный мир и, в частности, на мир современных детей и подростков. Создается впечатление, что Мурашовой важнее всего в буквальном смысле «заставить» читателя увидеть глубинную дихотомию современного мира, его разделение на «чистых и нечистых», «своих и чужих».
Вот подростки успешные, при успешных же родителях, они хорошо учатся в школе, ходят в кружки, и даже не слишком эгоистичны и не очень избалованы. С другой стороны грязь и отбросы общества, результат «пьяного зачатия», уроды, разбойничающие на дорогах, подторговывающие наркотой или просто ни на что не годящиеся и отсталые. В «Классе коррекции» («Самокат», 2007) это целый класс таких никому не нужных детей, с которыми непонятно, что делать, разве что довести до седьмого класса и раскидать, кого куда. Главное, убрать их из «хороших» элитарных гимназических классов, где «больше зубрилок и детей спонсоров». В «Гвардии тревоги» («Самокат, 2008) это, пожалуй, только обмотанный красным шарфом, с вечными синяками Тимка, дитя низов общества, перебивающийся с двойки на двойку. Все остальные – успешные ученики, не доставляющие особых хлопот ни учителям, ни родителям. В последнем романе Мурашовой, «Одно чудо на всю жизнь» (Центр «Нарния», 2010), все совсем четко – две группы детей впрямую противопоставлены друг другу. С одной стороны, городские дети из хороших семей, учащиеся математического класса, с другой – совсем уже полная страсть, банда, «бригада», гроза электричек; даже милиция не знает, что с ними делать.
И живут эти обособленные миры, почти не соприкасаясь друг с другом, пока какое-то внезапное событие не сведет их вместе, не заставит поглядеть друг другу в глаза. И тут Мурашова все перемешивает, и не поймешь, кто чистенький, а кто нет. Маша, девочка с косой, красиво скачущая на лошади, и Тимка с расквашенной физиономией, подторговывающий наркотиками, вместе лезут в канализационный люк кого-то спасать, вместе спасаются от погони – здесь уже речь идет о бандитах настоящих, играющих по крупному.
В «Классе коррекции» совершается совсем крутой поворот – мальчики из «приличных семей» готовы совершить страшную подлость, а несчастные «уроды» оказываются единственными, кто решается им противостоять. Задача у них непростая, надо вызволить из замка заточенную там принцессу – и ничего, что замок в параллельном мире, каким-то образом, Стеша, спящая красавица, теперь сможет проснуться и в этом, куда более жестоком мире.
В «Одном чуде на всю жизнь» пришельцам из космоса – брату и сестре Уи и Аи – удается свести вместе, развернуть лицом друг к другу тех, кто даже подумать не мог о том, что можно просто поговорить, а не драться или убегать. Те, кто из «приличной части мира», сходятся на заснеженной поляне с теми, у которых этот мир все отнял, и вот уже, под звуки «Полонеза Огинского», они тихонечко разговаривают друг с другом.
Откуда берутся эти дети, столь чудовищно лишенные любви – родительской и любой другой? Как говорит все тот же Тимка: «Ведь они все когда-то были такими розовыми карапузами с веселыми глазами и толстыми щеками, вот как у тебя, и их кто-то любил, и говорил им – ты мое солнышко! Куда же оно потом все подевалось? Или не любил и не говорил? И оттого все?» («Гвардия тревоги»).
Все три романа в каком-то смысле продолжают линию известного произведения братьев Стругацких «Трудно быть богом» (хотя на первый взгляд, «Гвардия тревоги» скорее напоминает «Гадких лебедей», и эта книга впрямую упомянута в тексте). Но к жанру научной фантастики или даже фэнтези романы Мурашовой не отнесешь, в них скорее использованы приемы магического реализма с минимальными магическими элементами, включенными в такую узнаваемую и такую современную жизнь. Только в этой реальной жизни все уж так плохо, что без капельки магии (другого, «перпендикулярного», мира, обладающих сверхъестественными способностями пришельцев или чудодейственной компьютерной программы) просто невозможно обойтись.
Все же на память то и дело приходит Дон Румата, благородный рыцарь, в одиночку борющийся со всем злом окружающего мира – герой, тоже наделенный капелькой магии. Магии, которая, в конце концов, ничем не может ему помочь. Итак, как же решить все проблемы мира? Если в одиночку, да еще с помощью силы, то будет, как в конце отменной компьютерной игры-стрелялки – на экране появится надпись: «Поздравляем! Вы – победитель! Только что вы стерли с лица земли человеческую цивилизацию. Что планируете делать дальше?» («Гвардия тревоги»). А если вместе?
Кроме подростковых романов, «Самокат» издал две психологических работы Мурашовой, «Ваш непонятный ребенок» (2010) и «Лечить или любить?» (2012). Обе книги предназначены для родителей и рассказывают не только о разнообразных проблемах, возникающих у детей, но и о том, что могут сделать сами родители, воспитывая ребенка. Может быть, теперь удастся понять, как вырастить вот таких мурашовских мальчиков и девочек, «тревожных гвардейцев», которым дано будет совершить то, что не под силу взрослым – поверить в возможность чуда и этого чуда добиться.
No comments:
Post a Comment