Written by Olga Bukhina
Бытовые сказки –
это такой особый жанр; у Карела Чапека, например, в тридцатые годы возникло
желание смешать почтальонов и домовых, посланников турецкого султана и русалок,
докторов и разбойников. Получились сказки, «Большая докторская», «Почтарская» и
другие. Сказки Чапека были переведены и изданы в Советском Союзе в пятидесятые,
но бытовые сказки на отечественной почве существовали и до этого. Вениамин
Каверин еще в 1939 написал свою первую сказку – «О Мите и Маше, о веселом
трубочисте и мастере золотые руки». В начале шестидесятых Каверин опубликовал и
другие сказки в сборниках «Три сказки» и «Три сказки и еще одна».
И Каверин, и
Чапек переиздавались регулярно, а вот опубликованные в конце пятидесятых, в
самом начале хрущевской оттепели, «Сказки среди бела дня» Виктора Витковича и
Григория Ягдфельда были основательно подзабыты. Сборник, состоящий из трех
сказок, «Сказки о малярной кисти», собственно «Сказки среди бела дня» и
«Кукольной комедии», только что опубликован в «Теревинфе» в рамках серии,
издаваемой Ильей Бернштейном, в которой уже выходило немало когда-то
популярных, но подзабытых книжек Ильи Зверева, Максуда Ибрагимбекова, чешского
автора Людвика Ашкенази и многих других.
Итак, три сказки.
В «Сказке о малярной кисти» дело происходит в большом городе, накануне первомайского
праздника. Все действие укладывается в пару часов (в основном, в обеденный
перерыв маляра) и не выходит за рамки одной улицы и весьма узнаваемого советского
двора с управдомом и дворником, с вечным ремонтом («где ремонт – там жизнь»,
стр. 45) и дырками в заборе. Только эти дырки не простые, они сделаны волшебным
ластиком, а им владеет злой волшебник Абракадабр. В руки главных героев,
живущих в этом доме мальчишек Феди и Мишки, попадает волшебная же малярная кисть,
при помощи которой можно создать все, чего душа пожелает – пирожные, игрушки и
даже новую машину для соседа. Только надо приложить немалые усилия для того,
чтобы кистью не завладел злодей и обманщик Абракадабр. А что это, сон или
сказка, не так уж важно.
Вторая сказка –
тоже о борьбе добра и зла (какая же сказка не об этом). Мальчик Митя вместе с
вылепленной из снега девочкой Лелей пытаются помешать Старому году, который
хочет остановить время. В чем ему злодейски помогают три снежные бабы, Бумажная
душа, Продажная душа и Черная душа – неплохая компания. Дело происходит под
самый Новый Год в деревне Неверково неподалеку от города Ярославля. И все,
конечно, кончается хорошо. Удивительно, что примерно в то же время Каверин
написал свою сказку о вылепленной из снега девочке Настеньке («Легкие шаги»,
1962).
Третья сказка – о
куклах, вернее о том, что всякий плохой поступок наказывается, а всякий добрый
– вознаграждается. Добрый волшебник Могэс превращает людей с кукольными
сердцами в настоящих кукол. Управдомша, повар, соседская девочка и шофер такси снова
становятся людьми только благодаря тому, что совместными усилиями спасают
тяжело заболевшую девочку Тату. История эта, как и остальные две, изобилует
рассчитанными скорее на взрослых деталями советского быта (поломанный лифт,
табличка «Закрыто на учет», обязательство закончить годовой отчет к 25 декабря,
нежелающая чинить крышу управдомша) и ироничными философскими высказываниями: «Вот
так всегда: люди почему-то без конца ошибаются. И никак не сделать, чтобы они
больше не ошибались» (стр. 158).
Книгу
сопровождает послесловие, которое рассчитано, конечно, на взрослого читателя и
рассказывает о непростой, отражающей эпоху судьбе авторов книги. Как пишут
авторы послесловия Илья Бернштейн и Михаил Лурье, «двойная адресация («детский
текст + взрослый подтекст») возведена авторами «Сказок среди бела дня» в
художественный принцип» (стр. 205). «Сказкам среди бела дня» свойственна и
другая двойственность, тоже типичная для времен оттепели. Это соединение «безобидной»
сказки с той или иной степенью социальной критики, художественный прием, в
литературе для взрослых подхваченный Аркадием и Борисом Стругацкими в «Понедельнике,
начинающемся в субботу».
No comments:
Post a Comment