Friday, January 13, 2012

Еще одно впечатление от Книжной ярмарки

This post was written by Olga Bukhina

Один из торговых прилавков завален книгами – но все они экземпляры одного и того же романа, хотя и в двух разных изданиях, первое издание – огромный «кирпич», второе – три элегантных томика. Покупают довольно бойко. Что заставляет безотрывно, одним залпом читать эту толстенную, в 1000 страниц, книгу, вносить ее в короткий список премии «Большая книга» и присуждать ей разные другие премии? Почему эта странная, запутанная, фантасмагорическая история вызывает столько разговоров и обсуждений?

Читаешь книгу Мириам Петросян «Дом, в котором…» и задаешь себе вопрос – что это, книга для детей или книга о детях? Кажется, такая страшная тема, что не всякий взрослый
решится ее прочесть (и при этом еще дочитать до конца), не говоря уже о подростке –ровеснике героев. Книга эта не новинка, она вышла в издательстве «Livebook» в 2009 году, но ей явно суждена долгая жизнь. Писалась книга долго, десять лет, и Петросян утверждает, что она автор одного романа, и никакого другого не будет. 

Итак, что же такого привлекательного в этой книге? Во-первых, она замечательно написана и недаром получила премию «за умелое переплетение жанров, простоту стиля и необычность художественных средств». Во-вторых, история подростков с разнообразными проблемами (физическими и не только физическими) вызывает такую бурю эмоций, какую редкий роман может спровоцировать.

Невозможно и не нужно пересказывать сюжет книги, у нее, в общем, нет явного сюжета, тут дело не в действии, а людях, подростках, населяющих Дом, их раненых душах и будто «склеенных из кусочков» телах. Каждый из обитателей Дома – отдельная история, каждый, наверно, заслуживает отдельной книги. Каждый – целый огромный мир, географическая карта с морями, океанами, горами и равнинами. Поэтому и книга кажется тоже склеенной из кусочков. Кого-то, кто предпочитает более плавное повествование, такой стиль может отпугнуть, но, на мой взгляд, в данном случае он неизбежен.

Мы не знаем имен многочисленных героев книги, ни одного имени, это только прозвища – Курильщик, Лорд, Лэри, Стервятник, а то и Смерть. (Предупреждаю, оптимизма вам эта книга не добавит.) Прозвище дается новичку «крестным» и прилипает намертво. Подрастаешь, и у тебя появляется новое прозвище, так беспечный и беззаботный Кузнечик вдруг становится загадочным, все и всех понимающим Сфинксом, а Смерть превращается в Рыжего, наводящего на всех ужас вожака Крыс. Только Слепой навсегда остается Слепым. В доме живут Стаями, у каждой своя Вожак, своя спальня и своя жизнь, а вместе получается Дом, вернее, улей, как говорит один из обитателей. Дом полон правил, писанных и неписаных, разных в разных Стаях, и в то же время единых.

В Доме есть все – учителя и ученики, уроки и драки, наркотики и оружие, любовь и ненависть, смертельная вражда и настоящая дружба, депрессия и безудержное веселье. Не говоря уже о девушках.

А там где-то вовне – другая жизнь, именуемая Наружностью, та, у которой «неуловимый запах материнского тепла, утреннего какао, школьных завтраков, а может, даже собаки или велосипеда», равно притягательная и страшная.

Заинтригованы? Тогда читайте: http://bigbook.ru/publications/petrosian-01.php

No comments:

Post a Comment